Облигация
Любая компания должна развиваться, но собственные средства – ограниченный ресурс. Тогда собственники бизнеса берут деньги в долг. Чаще всего, у банков.
Но такие кредиты не очень выгодны, поскольку процентная ставка высокая, а срок ограничен. Это делает платежи довольно большими, что в сложной финансовой ситуации может привести к снижению платежеспособности предприятия.
Поэтому, многие компании выпускают облигации (или бонды) т.е. берут деньги в долг у инвесторов. В данном случае срок более протяженный, а проценты могут быть меньше даже с учетом затрат на эмиссию.
Облигация – это долговая ценная бумага, которая имеет номинальную стоимость и обеспечивает владельцу постоянный купонный доход.
Основные характеристики облигаций
Номинальная стоимость – это цена одной облигации, которая устанавливается при выпуске. Простыми словами, это то количество денег, которое дает инвестор в долг эмитенту.
Рыночная стоимость – это цена одной бумаги на бирже. Если бонды пользуются спросом, то рыночная цена может превысить номинал. И наоборот.
Купонный доход – это прибыль владельца облигации.
Чтобы инвесторам было интересно покупать облигации, предприятие должно им что-то предложить взамен. Ведь просто так никто не даст деньги в долг. Поэтому устанавливается процентная ставка, которая рассчитывается от номинала облигации.
Периодичность купонных выплат может быть разная: раз в год, раз в полгода, раз в месяц. Этот график тоже устанавливается при выпуске.
Срок погашения – это четкая дата, когда эмитент должен отдать займ. В этот день облигация погашается по номинальной стоимости, даже если инвестор купил ее по более высокой стоимости.
Виды облигаций
Облигации различаются по эмитентам и делятся на:
- государственные;
- региональные и муниципальные;
- корпоративные;
- высокодоходные (мусорные).
Данная классификация разделяет бонды по уровню риска и доходности, где государственные – самые надежные и менее доходные, а мусорные – самые рисковые, но ставка купона по ним самая высокая.
Также облигации различаются по сроку выпуска:
- короткие (1-3 года);
- среднесрочные (5-10 лет);
- длинные (10-30 лет);
- вечные (бессрочные).
Бонды можно классифицировать и по ставке купона, поскольку она бывает разная. Облигации бывают:
- бескупонные (дисконтные);
- с постоянным доходом;
- с фиксированным доходом;
- с плавающей ставкой;
- с переменным купоном.
Облигации без купона продаются изначально со скидкой. Например, при номинале 1000 рублей, облигация продается за 900 рублей. Прибыль 100 рублей.
Ценные бумаги с постоянным и фиксированным купоном дают владельцу возможность заранее оценить прибыль, поскольку процентная ставка там известна сразу.
А вот облигации с плавающим или переменным доходом дают информацию только на небольшой срок, а затем купонная ставка может измениться в зависимости от конкретных факторов. Например, купон могут привязать к ставке рефинансирования.
Таким образом, рынок облигаций довольно разнообразен и можно выбрать бумаги с любым уровнем риска, доходностью и сроком.